Rose debug info
---------------

Тексты заведующего фонограмм архивом фольклорно-этнографических записей Центра русского фольклора @

Позднее Ctrl + ↑

Профессиональные и полупрофессиональные устройства записи

стройства более высокого классакак правило обозначаются как «рекордеры». Ценовая категория начинается примерно от 7000 рублей и выше. Наиболее популярные марки: ZOOM, Tascam, Olympus, Phillips. Цена зачастую обусловлена не столько качеством итоговой записи, сколько дополнительным функционалом, который встроен в такие устройства. Например, различия двух моделей H1n и H4n рекордеров марки ZOOM заключаются в том, что в более продвинутой версии добавлена возможность подключения двух внешних микрофонов и одновременной записи со всех входов. Параметры встроенных микрофонов и форматы записи у них абсолютно идентичны. Наличие таких входов может быть удобно, например, для оцифровки аналоговых записей с кассетного или бобинного магнитофона или для подключения к микшерному пульту во время записи концерта в зале, также можно записывать, например, двух исполнителей, поставив каждому по микрофону для записи каждого в отдельный канал и одновременно записывать общий стереозвук со встроенных микрофонов. В некоторых моделях предусмотрена возможность подключения съёмных микрофонов с другими характеристиками. Например, это могут быть микрофоны с большей мембраной, что даст лучшее качество записи низких частот, или узконаправленные микрофоны — «пушки», предназначенные для записи единичного источника звука с дальнего расстояния.

Рекордер Tascam DR-22WL

к оглавлению

Технические особенности диктофонов низшей ценовой категории

Производители используют для таких диктофонов микрофоны с более узкой амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ).

Диапазон воспринимаемых человеком частот находится в пределах от 20 Гц до 20000 Гц, человеческая речь (не пение), в пределах 85—155 Гц (мужчины) и 165—255 Гц (женщины). Микрофоны диктофонов бюджетной ценовой категории обычно способны воспринимать от 300 Гц до 3000 Гц.

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что модели рекордеров с нижней частотой от 300 Гц находятся вне диапазона человеческой речи. Тем не менее они прекрасно её записывают, все слова можно разобрать без труда, даже если записывать мужчину с самым низким голосом. Все дело в том, что именно в диапазоне от 300 Гц до 10000 Гц расположены форманты, определяющие разборчивость речи, а наш мозг способен «восстанавливать» несущую частоту по ее гармоникам. Так, в телефонных линиях используется полоса всего лишь шириной от 300 Гц до 3400 Гц. Сильное сужение диапазона может сохранять разборчивость речи, но уменьшать узнаваемость голоса.

Это не единственные показатели, влияющие на качество записи. Стерео или мономикрофон, чему отдать предпочтение? Забегая вперёд, можно с уверенностью сказать, что нужды в стереомикрофоне при выборе диктофона в бюджетном ценовом сегменте нет. Такие диктофоны не пригодны для записи ансамблей, а эффект панорамного стерео для единичного источника звука и стереомикрофон являются попросту маркетинговой уловкой. Лучше отдать предпочтение диктофону с той же ценой, но с мономикрофоном с более широкими АЧХ. Например, набор из таких диктофонов хорошо может подойти для многоканальной записи.

В дешёвых моделях часто присутствует параметр «чувствительность», он указывается в метрах, и ему не стоит сильно доверять, поскольку единого стандарта для данного показателя не применяется. Перед покупкой стоит проверить самостоятельно, насколько далеко от микрофона может находиться объект записи. Для улучшения качества записи речи нередко производители встраивают в диктофоны различные фильтры.

Например, может быть встроен фильтр для снижения внешнего шума, называется он обычно «режим улица» или «режим интервью».

С включённым фильтром качество записываемой речи снижается, но при этом уменьшается влияние уличного или иного шума. Такие режимы не стоит применять для записи пения или тогда, когда важно записать интонации и диалект. Алгоритмы этих фильтров разные, некоторые могут усиливать громкость в диапазоне частот, характерном для человеческой речи, некоторые снижают громкость до минимума в паузах между предложениями и словами говорящего, для этого в них установлен некий порог громкости сигнала, ниже которого громкость автоматически снижается. Документации по этим алгоритмам на сайте производителя обычно нет, и понять, что именно делает диктофон, можно только если провести с ним несколько экспериментов.

Диктофон Sony

Автоматическая регулировка уровня  функция очень спорная и в практике редко применяется. Есть много вполне типичных ситуаций, когда этот механизм браковал запись. Так, любой посторонний внезапный громкий шум снижает громкость итоговой дорожки на несколько секунд, чего вполне достаточно, чтобы пропустить 3—5 сказанных слов. Сам же громкий звук, как правило, длится доли секунд (хлопнувшая дверь, упавший стул, звонок в дверь или сигнал автомобиля). При необходимости такие звуки гораздо проще удалить из звукового файла, чем вытягивать сигнал из тихой записи.

Также один из стандартных фильтров, применяющихся в диктофонах такого класса, это компрессор. Компрессор — (в переводе с английского) сжиматель, сдавливатель. Он автоматически выравнивает к среднему значению амплитуду громкости звука. Все громкие звуки делает тише, тихие громче, таким образом диапазон громкостей сужается.

Компрессор может существенно улучшить звук, но при условии, что параметры фильтра задаются вручную, в диктофонах же установлены усреднённые настройки, которые не всегда обеспечивают качественное и естественное звучание.

К большому сожалению, производители чаще всего не указывают, какие именно фильтры применяются в диктофоне, ограничиваясь только маркетинговыми общими фразами вроде: «система понижения шумов» или «повышенная чувствительность к речи». При записи пения и игры на музыкальных инструментах эти фильтры рекомендуется отключать.

Подводя итог, можно сделать несколько выводов: диктофоны низшей ценовой категории имеет смысл использовать в первую очередь для записи интервью, где не предполагается пение или игра на музыкальных инструментах. В такой ситуации они обладают явными преимуществами: малая цена, малый вес и размер самого аппарата, встроенные фильтры действительно могут улучшать качество записи. Некоторые модели выгодно использовать для многоканальных записей. Рекомендации по выбору диктофона низшей ценовой категории можно свести к нескольким пунктам:

— амплитудно-частотные характеристики микрофона — чем шире диапазон, тем лучше;

— диктофон должен уметь записывать аудио в несжатом формате (WAV, AIF) или в формат с сжатием без потерь (FLAC, TAK, ALAC);

— при выборе между моно и стерео режимами предпочтение отдать моно;

— убедиться в наличии возможности записи без фильтров;

— убедиться наличию возможности ручной регулировки уровня записи.

Сейчас найти в продаже диктофон, который мог бы удовлетворить всем выше перечисленным требованиям, затруднительно. В первую очередь это относится к форматам записи. Но, если искать на вторичном рынке модели, уже снятые с производства, то есть возможность найти подходящий аппарат.

В этом случае существует ещё одна немаловажная рекомендация — некоторые модели диктофонов не предусматривают подключение к компьютеру в режиме USB-накопителя, позволяя копировать на компьютер аудиофайлы только через специализированное программное обеспечение. Это программное обеспечение может быть несовместимо с вашей операционной системой.

к оглавлению

Аппаратура

В данном руководстве мы не будем рассматривать аналоговую аппаратуру для фиксации фольклорно-этнографических материалов в силу того, что применение её в современных реалиях обусловливается сугубо эстетическими предпочтениями, никак не связанными с качеством звучания или изображения. Конечно, перед участниками экспедиции может встать вопрос, например, такого характера: какой аппаратуре отдать предпочтение, если в наличии есть только бытовая неизвестного качества цифровая техника и профессиональная аналоговая? Такие дилеммы ещё встречаются в практике, но и они вполне решаемы, так как и в этом случае все зависит от конечной цели, которая стоит перед участниками экспедиции.

Также в данном пособии не будет рассматриваться профессиональная аудиозапись студийного качества, предназначенная для последующего издания записанного материала, поскольку эта тема вмещается как минимум в курс профессионального технического училища.

Наша задача познакомиться с основными понятиями в звукозаписи, которые влияют на выбор аппаратуры и итоговое качество.

Портативные рекордеры условно можно разделить на профессиональные и бытовые. Этому разделению не стоит придавать большого значения, поскольку строгой градации и критериев для выделения в ту или иную группу не существует. Все определяется качеством и функционалом.

Начнём с рассмотрения самых простых и дешёвых диктофонов, ценовой диапазон которых лежит в пределах до 5000 рублей. Типичные производители таких диктофонов: Ritmix, Olympus, Sony, Panasonic, Phillips. Необходимо учитывать, что диктофоны как таковые предназначены и оптимизированы производителями в первую очередь для записи речи. То есть для записи песен или исполнения на музыкальных инструментах их применять не стоит в силу того, что их параметры для этого не оптимальны, но везде бывают свои исключения, и среди устройств этой группы можно выделить недорогие качественные рекордеры. Ниже мы познакомимся с теми составляющими, которые сделают ваш выбор осмысленным.

Средняя ценовая категория — профессиональные портативные рекордеры. Цена таких устройств колеблется от 10000 до 30000 рублей. Популярные марки: Zoom, Sony, Panasonic, Tascam. Главное отличие от бюджетного сегмнта заключается в том, что эти устройства позволяют записывать звук с большой частотой дискретизации и битной разрядностью, что существенно расширяет возможности для обработки записанного материала. Такие устройства оснащаются более качественными микрофонами.

к оглавлению

Формат записи

Формат файла — второй по значимости параметр при выборе аппаратуры, влияющий на качество записи, после АЧХ.

Форматы делятся на три основные категории:

— без сжатия — wav, aiff;

— с сжатием без потерь — flac, la, m4a, ape;

— с сжатием с потерями — mp3, ogg, wma, aac, ra.

Формат без сжатия звука содержит в себе максимум информации. В силу того, что в этом формате к звуку не применяется никаких типов сжатия, он занимает максимально большой объем в памяти звукозаписывающего устройства. Для примера рассмотрим наиболее распространённый формат WAV (Waveform Audio File Format), часто обозначается так же как PCM (Pulse-code modulation).

WAV файл имеет два параметра качества:

— частота дискретизации показывает сколько сэмплов в секунду (количество точек на графике по оси X) будет в итоговом файле (этот параметр описывает звучащие частоты);

— битовая разрядность описывает максимальный диапазон возможной громкости — величины сигнала (высота каждой точки по оси Y).

Допустим у нас есть файл с параметрами 8000 Гц 8 бит, это означает, что в каждой секунде записи есть 8000 точек по оси «Х», и на каждую точку по оси «Y» приходится число от 0 до 256. Что соответствует уровню громкости этой точки. Таким образом чем больше значение бит, тем больший диапазон громкости мы можем записать в файл. Но нужно учитывать, что максимальная громкость у нас ограничена не параметрами файла, а максимальной амплитудой колебания мембраны в микрофоне6(#6ParamietryaudiozapisinaCD).

Формат с сжатием без потерь отличается только тем, что к нему применён специальный алгоритм сжатия, который не затрагивает структуру данных самого звука. Это похоже на то, как если бы файл wav сжали при помощи архиватора zip или rar и сделали для таких файлов специальный проигрыватель. Во время воспроизведения проигрыватель на ходу распаковывает эти данные и воспроизводит их. Такие форматы более предпочтительны для хранения экспедиционных записей, об этом будет сказано позже.

Форматы с сжатием с потерями : mp3, ogg, wma, acc — наиболее популярные форматы, обеспечивающие сжатие файла с потерей качества. Основным показателем является битрейт (bitrate) — величина указывается как килобит на секунду: 64kb/s, 128kb/s, VB (variable bitrate), может быть постоянным и переменным. Больше значение битрейта — выше качество, но в месте с качеством увеличивается и размер файла. Дословно это означает сколько килобит в секунду будет обрабатываться компьютером или проходить по каналу связи.

Форматы сжатия с потерями устроены гораздо сложнее чем форматы без сжатия. Очевидные преимущества таких форматов в том, что конечный файл может занимать более чем в десять раз меньше места на устройстве хранения, чем несжатый звук. Минусы заключаются в том, что алгоритмы, которые уменьшают файл, активно вносят изменения в изначальную структуру звука, которая поступает в кодек на преобразование. С момента появления кодеков сжатия с потерей качества не утихают «войны» между «адептами» чистого несжатого звука и поклонниками mp3 и ему подобных. В данном пособии изложены основные моменты, которые могут влиять на качество аудиозаписи в контексте фольклорно-этнографической работы.

В пользу кодирования с потерями экспедиционных записей есть несколько доводов.

Кодеки для сжатия с потерями разрабатываются и проверяются на качество звучания при прослушивании современной музыки. Диапазон частот, задействованный в записи современного оркестра или рок-группы больше, чем может воспроизвести человеческий голосовой аппарат. Ударные, басовые инструменты или синтезированные звуки при одновременном звучании являются очень серьёзной задачей и кодеки легко с ней справляются. Это подтверждено тестированием, проведенном как в лабораторных условиях, где в качестве объекта исследования выступали профессионалы, знающие досконально, на что следует обращать внимание для распознавания сжатого звука, так и рядовые слушатели.

Основная задача таких кодеков, это удаление из файла именно тех частот, которые мы не слышим в силу естественных ограничений нашего слухового аппарата и особенностей восприятия мозгом поступающих в него сигналов, то есть в идеальном варианте сохраняется только то, что человек может услышать.

Над разработкой этих кодеков работают научно-исследовательские институты. Кодеки для форматов mp3 и ogg разрабатываются специалистами организаций, которые входят в Общество содействия прикладным исследованиям имени Фраунгофера.

Минусы кодирования с потерями:

— после удаления частот, которые человек не слышит, файл становится малопригодным для «глубокого» редактирования звука

— неизбежно при обработке сжатого файла будут появляться слышимые искажения.

В предыдущих пунктах «за» и «против» намеренно не указаны такие ситуации, когда для уменьшения итогового файла применяются настройки, которые удаляют в том числе и слышимые частоты. Сделано это потому, что это не имеет отношения к неизменяемым свойствам формата. Например, запись голоса в несжатом формате wav с частотой дискретизации 4000 Гц 8 бит будет заведомо хуже звучать, чем тот же голос, записанный в формате mp3 380 кб/с на другом устройстве.

к оглавлению

Диаграмма направленности микрофона

Диаграмма направленности — это зона чувствительности относительно перпендикулярной оси мембраны микрофона. Иными словами, это то пространство, где микрофон способен воспринимать звуковые колебания. Как правило, этот параметр указывается в документации к микрофонам и рекордерам высшей ценовой категории.

Диаграмма направленности концертного микрофона
График диаграммы направленности (вид сбоку микрофона)

Разные диаграммы направленности применяются в разных ситуациях. Например микрофоны с узким углом, так называемые «пушки», способны записывать звук на удалённом расстоянии от объекта исключая посторонние шумы. И наоборот, некоторые рекордеры оснащаются стереомикрофонами, расположенными таким образом, что диаграмма направленности в совокупности становится сферической и позволяет записывать людей стоящих в кругу. Этот показатель важен, но надо понимать, что он влияет больше на удобство записи, а не на качество.

Рекордер с системой микрофонов, образующей сферическую диаграмму направленности
Сменный микрофон «пушка» для рекордера Zoom

к оглавлению

Ранее Ctrl + ↓