Rose debug info
---------------

Тексты заведующего фонограмм архивом фольклорно-этнографических записей Центра русского фольклора @

Позднее Ctrl + ↑

Номинальная и реальная амплитудно-частотная характеристика

При заявленном одинаковом частотном диапазоне аппаратура различается по чувствительности или способности воспроизводить весь заявленный диапазон. Так, микрофон с маленькой мембраной заведомо менее восприимчив к низким частотам, а низкочастотный динамик с большой мембраной будет хуже воспроизводить высокие частоты, чем низкие. Для этого в документации устройств указывается график неравномерности частотной чувствительности.

График неравномерности чувствительности рекордера Zoom H4n

Такие графики публикуются в документации только для устройств среднего и высокого ценового уровня и это самый главный показатель качества звукозаписывающей аппаратуры.

к оглавлению

Звук

Звук — физическое явление, представляющее собой распространение механических колебаний в виде упругих волн в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных.

От  величины колебания зависит громкость звука: чем больше по величине колебания, тем плотнее сжимается воздух, чем плотнее сжимается воздух, тем сильнее давление звуковой волны на нашу барабанную перепонку.

От  частоты колебаний зависит высота звука, который мы слышим: чем чаще колебания, тем выше звук. В этом можно убедиться на примере автомобильного двигателя, постепенно увеличивающего обороты: хорошо слышно, что с увеличением оборотов двигателя высота звука постоянно возрастает.

Частота измеряется в Герцах. Герц (русское обозначение: Гц ; международное обозначение: Hz ) — единица частоты периодических процессов (например, колебаний) в Международной системе единиц (СИ), а также в системах единиц СГС и МКГСС. 1 Гц означает одно колебание в секунду,

10 Гц — десять колебаний за одну секунду.

Диапазон воспринимаемых частот человеческим слуховым аппаратом находится примерно в пределах от 20 Гц до 20000 Гц.

Следует заметить, что чувствительность даже в этом диапазоне у разных людей не одинакова, наши слуховой аппарат наиболее восприимчив к частотам от 300 Гц до 7000 Гц, что примерно соответствует диапазону от «ре» первой октавы и выше.
Важно понимать, что во время пения, даже если высота звучания не изменяется, в спектре звука будет присутствовать не одна частота, соответствующая этому высотному уровню. Обязательно будут присутствовать гармоники воспроизводимого звука, шумы, артикуляционные и певческие форманты. Так, нота «ля» первой октавы воспроизведённая голосом или музыкальным инструментом будет содержать в себе частоты от 100 Гц до 2500 Гц, хотя сама по себе нота «ля» первой октавы соответствует частоте в 440 Гц.

Все дело в устройстве нашего голосового аппарата. Именно такое обилие задействованных частот и позволяет нам формировать различные виды гласных, формирует наш уникальный тембр. Американский стандарт ANSI-60 даёт такое определение:

«Тембр — атрибут слухового восприятия, который позволяет слушателю судить, что два звука, имеющие одинаковую высоту и громкость, различаются друг от друга».

То же самое относится и к музыкальным инструментам. Окраска и тембр звучания инструмента формируется его корпусом. За счёт резонанса корпуса звук усиливается и приобретает различную тембровую окраску в то время, как непосредственно сам источник звука (струна или пищик) может быть очень тихим и блеклым.

Низкие частоты отвечают за «объёмность» звучания, высокие — за его «прозрачность». Поэтому, чем шире диапазон у записывающей аппаратуры, тем естественнее и полнее воспринимается звучание. Приведённые характеристики являются условными, исследование тембра звука — одна из сложных научных задач, не до конца ещё решённая, и для того, что бы сопоставить эти определения с реальным звучанием, имеет смысл поэкспериментировать с эквалайзером, который встроен практически в любой современный проигрыватель. Убрать полностью низкие частоты и убедиться в том, что это делает звук «плоским», или убрать высокие и убедиться в том, что звук становится «глухим».

Это будет важно в дальнейшем для понимания того, какие ограничения или возможности мы получаем при выборе аппаратуры. Диапазон частот, который может воспринимать, записывать или воспроизводить аудиоаппаратура, принято называть амплитудно-частотными характеристиками , сокращённо АЧХ.

к оглавлению

 189   2021   Методичка

Основные понятия

Для того, чтобы разбираться в аудиоаппаратуре, необходимо знать основные понятия и термины в следующих областях:
— звук как физическое явление, механика воздействия на наш слуховой аппарат;
— частота колебания звуковой волны;
— амплитуда колебания звуковой волны;
— различия аналоговой и цифровой записи;
— устройство стерео- и монозаписи.
Без этих знаний невозможно объективно оценить качество аппаратуры, настроить правильный режим записи, спланировать проведение сеанса записи и экспедиции в целом. Учитывая темп развития современных технологий, в XXI веке фольклорист и тем более этномузыколог уже просто обязан знать основы такого физического явления как звук, технологии его фиксации и обработки. Приведённый выше список не является исчерпывающим; для более полного понимания всей картины имеет смысл изучить такие понятия как резонанс, гармоники, обертон, форманты. Очевидно, что в будущем этномузыкология не минует новых подходов в изучении своего предмета с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения, что потребует от вчерашних гуманитариев погружения в проблематику физики, математики и программирования.

к оглавлению

Целеполагание

Цель данного руководства — повышение квалификации специалистов по фиксации звука, непосредственно участвующих в экспедиционной деятельности. Для её достижения необходимо решить ряд задач, среди которых:
— формирование навыков цифровой записи;
— выработка умения разбираться в современной аудиозаписывающей технике и пользоваться ею;
— компетентный подбор техники для проведения экспедиционной поездки, с учетом конкретной цели, поставленной перед её участниками;
— воспитание способности анализировать аудиоматериал на предмет качества записи;
— ознакомление с процессом первичной систематизации записанного материала на примере опыта Центра русского фольклора Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д. Поленова.

В наши задачи не входит описание всех возможных устройств звукозаписи с объяснением их строения и пунктов меню. В пособии в краткой форме изложена суть современных технологий и базовые понятия, которые помогут разобраться с техникой самостоятельно.

к оглавлению

 340   2021   linux   web
Ранее Ctrl + ↓