Rose debug info
---------------

Тексты заведующего фонограмм архивом фольклорно-этнографических записей Центра русского фольклора @

Позднее Ctrl + ↑

Копирование материалов

Одним из важнейших моментов в ходе экспедиции следует считать ежедневное копирование записанного материала с рекордеров на выносной жёсткий диск или в компьютер.

Все современные рекордеры, как правило, в качестве носителя используют SD-карты.

Эти карты изначально не предназначены для постоянного хранения информации и тем более для работы с этой информацией непосредственно на данном носителе. Количество перезаписей блока на флэш-карте равняется примерно 10000, после этого блок начинает деградировать, и возможны сбои как при записи, так и при считывании. Важно понимать, что после очередного форматирования карты (что тоже является процессом стирания записи блока), информация записывается в начальную область карты. Таким образом, в первую очередь портятся именно первые блоки флэш-накопителя.

В практике проведения экспедиций Центра русского фольклора выработан следующий алгоритм. Перед началом экспедиции каждая флэш-карта форматируется и закрепляется за конкретным устройством. По окончании каждого экспедиционного дня данные с SD-карт копируются на жёсткий диск. При этом с SD-карт информация не удаляется, что, с одной стороны, продлевает жизнь флэш-накопителя, с другой стороны, обеспечивает надёжность сохранности информации в случае выхода из строя жёсткого диска.

к оглавлению

Организация расположения участников записи и аппаратуры

Тема эта обширная и сложная, поскольку многое зависит, конечно, же от целей.

Есть несколько типичных задач, которые вызывают сложности в плане звукозаписи. Например, гармонист и двое исполнителей в переплясе поют частушки. Проблема возникает именно с записью пляшущего человека, который поёт частушки, обращаясь каждый раз к разным зрителям или к гармонисту. Если записывать такое исполнение на один рекордер, то часть частушек будет записана слишком тихо, а часть возможно и с перегрузкой. Оптимальным решением здесь будет запись одновременно на три или два рекордера. Один рядом с гармонистом, направленный в центр круга, два другие напротив, разнесённые на расстояние, оптимальное для поддержания правильного уровня громкости записи. В дальнейшем эти три файла можно синхронизировать и объединить в один в аудиоредакторе.

При записи пения во время шествия или хоровода очень важно понимать, что записывающий специалист должен идти впереди источника звука, а не позади него. При этом желательно сохранять примерно одинаковое расстояние до поющих. В кинематографе часто применяются выносные штанги с подвешенным микрофоном, в ситуации с хороводом или обрядовым действом это может быть оправдано, в качестве штанги можно попробовать использовать любую длинную палку, прикрепив к ней скотчем или любым другим подручным материалом рекордер. Учтите, что любая длинная палка является отличным резонатором и при жестком креплении к ней звуки от любого удара по ней будут записаны рекордером, мягкая звукоизолирующая прокладка между штангой и рекордером решит эту проблему. Так же важно выбрать рекордер с максимальным углом захвата и при креплении рассчитать, чтобы этот угол был обращён вниз к поющим. Во всех ситуациях, где предполагается физическая активность исполнителя, желательно выставлять на рекордере максимально широкий угол захвата микрофонов. Например, у рекордера ZOOM H4n для этого существует два положения головок микрофонов на 90 и 120 градусов.

Многоканальная запись или многомикрофонная запись — распространённый приём записи ансамблей для последующей расшифровки партии каждого участника в отдельности. Для такого рода записи существуют специальные портативные многоканальные студии на два и более микрофонов. Качество такой записи несравненно выше, чем запись каждого участника на отдельный рекордер, но стоимость таких портативных студий весьма высока, особенно студий с возможностью подключения более 4-х микрофонов без учёта стоимости самих микрофонов. Также для микрофонов требуются стойки или специальные подставки для установки их на столе, всё это довольно громоздко и может быть неудобно в полевых условиях. Безусловным преимуществом, конечно, является качество записи.

Альтернативный вариант — это одновременная запись всех участников ансамбля на несколько рекордеров или диктофонов, когда напротив каждого участника устанавливается на стол отдельное устройство. Важно учесть следующие особенности:

— обязательно произвести пробную запись и выстроить уровень громкости, соответствующий силе голоса каждого участника ансамбля на каждом устройстве;

— желательно ставить рекордеры именно на стол, вариант, когда рекордер вручается исполнителю в руки чреват помехами (исполнители могут просто забыть о том, что им нужно петь в рекордер, устают его держать, возникают лишние звуки от рук, передающиеся на корпус и так далее);

— участники должны сидеть за столом, а не стоять перед ним;

— не забыть выставить угол захвата микрофонов на минимальный, если это позволяет аппарат;

— подложить под рекордер что-то мягкое для исключения вибраций, передающихся через стол.

Также распространен такой вид записи многоголосия как «скользящая» или «ложная многоканальная запись». Применяется он в том случае, когда не хватает рекордеров на всех участников ансамбля. В этом случае один рекордер ставится для записи всего ансамбля, а другой подносится к каждому из поющих участников на каждый отдельный куплет. Иногда таким образом записывают отдельные голоса целиком, например, подголосок или нижний голос.

Скользящая многоканальная запись

Одно из главных правил, выработанных в Центре русского фольклора, это обязательное наличие минимум двух записывающих устройств на сеансе записи. Оба устройства должны вести запись одновременно. Это гарантирует от простых, но глупых ошибок: забыли включить, села батарейка, не выставил уровень записи и прочее.

к оглавлению

Процесс записи

Идеальных, точнее, приближенных к студийным условиях записи добиться в экспедиции, конечно, трудно, но вполне возможно.

Общее правило для всех ситуаций, будь то запись на улице или в помещении — необходимо обеспечить такое положение диктофона, рекордера или микрофона, чтобы избежать записи звуков с корпуса устройства. Для этого нужно избегать записи с рук, поскольку трение корпуса об руки на записи звучит как очень громкий шорох. Для некоторых моделей диктофонов продаются специальные мягкие чехлы, которые отчасти решают эту проблему. В случае если диктофон во время записи кладётся на стол, стул или табуретку с жёстким сиденьем без обивки, то рекомендуется подложить под него что-то мягкое из вещей чтобы избежать записи звуков, передающихся с пола (шаги, перестановка стульев и прочее). Большинство рекордеров имеет специальное резьбовое соединение на корпусе для возможности установки его на фото- или видеоштатив. Это может быть удобно, но в этом случае также возможна запись вибраций, передающихся по корпусу штатива от пола; чтобы этого избежать, применяют антивибрационные крепления, которые служат проставкой между штативом и рекордером.

Универсальное антивибрационное крепление

Если есть выбор между записью на улице и записью в помещении, то лучше отдать предпочтение записи в помещении, но при условии, что помещение не будет гулким. Большие залы и холлы обладают повышенным эхом; несмотря на то, что это может звучать красиво, во время расшифровки эхо ухудшает разборчивость слов и нюансов пения.

Если нет возможности записывать в помещении, то на микрофон необходимо надевать ветрозащиту. Ветрозащита — это насадка из поролона или искусственного меха, которая рассеивает резкие порывы ветра перед мембраной микрофона. Меховые насадки с длинным ворсом защищают лучше, но тем не менее на все 100% защитить запись от «задувов» не способна ни одна насадка. Логично, что для записи на улице стоит подыскать наиболее тихое место без ветра. К сожалению, насадки снижают качество записи, поскольку дополнительный барьер между мембраной микрофона и источником звука «съедает» высокие частоты, делая запись чуть более глухой и тихой.

Рекордер оснащенный ветрозащитой

Перед началом записи необходимо произвести настройку уровня записи. Для этого нужно попросить ансамбль или исполнителя спеть песню и во время исполнения регулировать уровень записи, чтобы в наиболее громкие моменты шкала на записи не доходила до максимальной отметки примерно на 15—20%.

Уровень записи не должен достигать конца шкалы

В практике уровень записи перед сеансом записи выставляется один раз, но важно отслеживать этот параметр в течении всего сеанса, поскольку не всегда исполнители в начале поют в полный голос, и не всегда они остаются сидеть на том же месте.

В середине сонограммы четко просматривается клиппинг

Проблема перегрузки (клиппинга) записи заключается в том, что эти помехи труднее всего поддаются правке в аудиоредакторе, и если выбирать между тихой записью и перегрузкой, то первое предпочтительней, хотя излишне заниженный уровень громкости записи также сильно затрудняет последующую работу с таким материалом. В аудиоредакторе можно увеличить громкость сигнала, но проблема таких записей в том, что вместе с громкостью полезного сигнала, повышается и громкость фонового шума, от которого избавится так же трудно, как и от клиппинга. Поэтому общая рекомендация, это держать уровень записи в промежутке приблизительно от 35% до 85% на шкале записи.

Приступая к записи инструментальной музыки, либо песенного фольклора для издания диска, имеет смысл ограничить экспедицию контактами только с теми народными музыкантами, исполнение которых предполагается включить в программу диска, и произвести качественную звукозапись, не отвлекаясь на второстепенные задачи. Все фонограммы должны быть прослушаны сразу же во время сеанса для полной уверенности в отсутствии брака. Для такой записи лучше всего выделять минимум два дня на исполнителя/группу. Важной составляющей работы по подготовке диска является запись дублей. Записи песен частями лучше избегать. Есть вероятность, что исполнители не смогут попасть в тесситуру, ритм и громкость предыдущего фрагмента, в случае же записи, которая не предполагает последующего издания, лучше действовать по принципу минимального вмешательства, важно дать человеку возможность вспомнить песню, не отвлекая его на технические моменты. Для этого часто включают запись еще на пороге дома до того, как начался непосредственно опрос. Установка рекордера на штатив и установка уровня записи делаются уже во время записи с таким условием, что бы не отвлекать информанта.

к оглавлению

Постановка задачи

  1. Фиксация музыкального фольклора этномузыкологами для расшифровки и дальнейшего изучения. Конечный результат звукозаписи музыкально-поэтических текстов, бытующих в данном регионе, как правило, представлен в виде монографии, сборника или статьи с нотацией записанных песен. В этом случае к записи предъявляется минимальное требование качества звучания, достаточного для расшифровки. Если предполагается издание с аудиоприложением, то требования возрастают: нежелательны шумы и посторонние звуки, фонограмма должна быть достаточной громкости. Именно эти требования нередко бывает трудно выполнить.
  1. Экспедиции по фиксации многоголосия. Несмотря на кажущуюся специфичность, это одна из самых распространённых задач. И здесь могут быть заданы разные требования к качеству звучания, так же, как и в предыдущем пункте.
  1. Филологические и этнографические экспедиции. Музыкальные записи в таких экспедициях носят скорее иллюстративный характер, главное в них словесный текст, поэтому их участники менее требовательны к качеству фонограмм, как к техническому, так и к исполнительскому. Нежелательно производить запись от больших ансамблей, так как это ухудшает чёткость произнесения слов в пении.

Итак, как мы видим, каждая экспедиция ставит перед собой разные задачи. Овладение методикой опросов и анкетирования информантов может не иметь первостепенной важности для ответственного за аппаратуру и фиксацию звука, но понимание специфики направления все-таки необходимо. Так, например, экспедиция филологическая, этнографическая или этномузыкологическая потребуют разного подхода и разной аппаратуры. Мало того, в рамках одного из направлений могут сочетаться различные требования к качеству фиксируемого материала, что тоже будет влиять на выбор аппаратуры и методов записи.

к оглавлению

Смартфоны

Сейчас уже трудно себе представить современного человека без смартфона. Современные смартфоны обладают мощностью компьютеров начала 2000-х годов. Некоторые уже давно соперничают с современными ноутбуками по производительности. Смартфон — это уже и студия аудио-, видеозаписи, монтаж видео, обработка фото, онлайн-трансляции и многое другое. Конечно, возникает вполне очевидная мысль использовать смартфон в качестве рекордера. Тут есть несколько немаловажных нюансов. Первый и главный, это качество встроенных микрофонов. Редко когда можно найти их точную спецификацию, особенно когда дело касается бюджетных серий. Во-вторых, даже у самых дорогих моделей микрофоны не могут соперничать по качеству с микрофонами рекордеров, просто в силу того, что форм-фактор смартфона не позволяет размещать в корпусе микрофон с мембраной больше чем 5 мм в диаметре. В реальности производители стремятся к большей компактности и минимизации размеров деталей. Поэтому, несмотря на то, что у современных смартфонов практически во всех моделях уже есть отдельный микрофон для видеозаписи, какого-то высокого качества от них ждать не приходится. Примерно то же относится и к форматам записи. Встроенные программы для аудиозаписи рассчитаны на запись речи и оптимального использования внутреннего хранилища, поэтому запись производится в сжатом формате с высоким уровнем компрессии.

Выходом из такой ситуации могут послужить внешние микрофоны и специальные приложения для звукозаписи. И здесь тоже возникают свои нюансы. Внешние микрофоны бывают двух видов: те, которые подключаются к разъему питания и те, которые подключаются в гнездо для наушников. В случае с подключением к гнезду для наушников, которое у всех смартфонов совмещено с гнездом для гарнитуры, ваш смартфон будет выступать как АЦП. Имеет смысл убедиться, какой диапазон частот и какую битовую разрядность он поддерживает. Не у всех производителей эту информацию легко отыскать. Здесь скорее всего придётся идти путем проб и ошибок. Другой тип микрофонов, подключающихся к разъему питания (micro usb, type-c, ligtning), чаще уже имеют встроенный АЦП, чьи характеристики обязательно присутствуют в описании. Но вместе с этим возникает неудобство, заключающееся в том, что во время сеанса невозможно поставить смартфон на подзарядку.

Обязательным условием для записи на смартфон будет включение в процессе записи режима «в самолете», чтобы избежать записи звуков от уведомлений и входящих звонков.

Микрофоны для смартфонов

к оглавлению

Ранее Ctrl + ↓